И-153 «Чайка» ( фронтовой истребитель )

Добиваясь повышения боевых качеств маневренных истребителей, Н.Н.Поликарпов в 1938 году создал новый самолет – И-153 «Чайка». Внешне он был похож на истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и форма изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в  полете, двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья летчика  бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому «Чайка» при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные качества своего предшественника. Вес пустого самолета – 1348 кг, взлетный – 1859 кг.
Первое боевое испытание И-153 прошли летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Самолет И-153 – последний в нашей стране истребитель бипланной схемы, строившийся крупными сериями. Заводы выпустили 3400 самолетов этого типа. Конструктор использовал все возможное, чтобы добиться наивысшей скорости при сохранении свойственной биплану маневренности. И «Чайки» с убранными шасси даже во второй половине тридцатых годов относились к скоростным машинам. Однако уже в конце тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в 400 км/час для истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого назначения требовалась скорость 500...600 и даже 650 км/час. Такой скорости биплан развить не мог. И все же «Чайка» вошла в историю. На этих машинах наши летчики в начальный период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы.

Модификации самолета:
И-153П пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно;
И-153В высотный, с герметической кабиной А.Я.Щербакова;
И-153Т с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова.
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах верхнего / нижнего крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение
1938
10,00 / 7,50
6,18
3,0
22,1
1348 / 1859
М-62 (800 л.с.)
444 / 366
740
943
11000
1
четыре 7,62-мм пулемета ШКАС
или четыре 12,7-мм пулемета БС
 
Авиация

Артилерия

Стрелковое оружее