И-153 «Чайка» ( фронтовой истребитель )
Добиваясь повышения боевых качеств маневренных истребителей, Н.Н.Поликарпов в 1938 году создал новый самолет – И-153 «Чайка». Внешне он был похож на истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и форма изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в полете, двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена, спинка сиденья летчика бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали. Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому «Чайка» при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час, сохранив основные маневренные качества своего предшественника. Вес пустого самолета – 1348 кг, взлетный – 1859 кг.
Первое боевое испытание И-153 прошли летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Самолет И-153 – последний в нашей стране истребитель бипланной схемы, строившийся крупными сериями. Заводы выпустили 3400 самолетов этого типа. Конструктор использовал все возможное, чтобы добиться наивысшей скорости при сохранении свойственной биплану маневренности. И «Чайки» с убранными шасси даже во второй половине тридцатых годов относились к скоростным машинам. Однако уже в конце тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в 400 км/час для истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого назначения требовалась скорость 500...600 и даже 650 км/час. Такой скорости биплан развить не мог. И все же «Чайка» вошла в историю. На этих машинах наши летчики в начальный период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы.
И-153П | пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился серийно; |
И-153В | высотный, с герметической кабиной А.Я.Щербакова; |
И-153Т | с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова. |
Год принятия на вооружение Размах верхнего / нижнего крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение |
1938 10,00 / 7,50 6,18 3,0 22,1 1348 / 1859 М-62 (800 л.с.) 444 / 366 740 943 11000 1 четыре 7,62-мм пулемета ШКАС или четыре 12,7-мм пулемета БС |