И-16 ( многоцелевой истребитель )

В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников.
Минимальные размеры, «бочкообразный» толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 м2 и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное оперение. Конструкция И-16 – смешанная. Фюзеляж – деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов – рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры – рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета. Лонжероны центроплана – ферменные; нервюры – ферменные цельнодюралюминовые из коробчатых профилей. Обшивка центроплана – целиком из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла – с полками из стальных труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей – накидными гайками. Носок крыла – дуралюмин 0,5 мм, зализы – выклеенные из шпона. Обтяжка консолей – полотно. Элероны – щелевые, отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на 15° при посадке. Элероны и оперение – из Д6 с полотном. Управление рулем высоты и элеронами – жесткое, рулем направления и шасси – тросовое (кроме последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо- и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) – 1315 кг, взлетный – 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и более сильным вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения оставались неизменными. И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами.
Маленький  И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали. Первые серийные истребители, построенные в 1934 году с двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий производства 1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460...490 км/час. Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов. Известны следующие модификации И-16: И-16 с М-22 (ЦКБ-12); И-16 дублер (ЦКБ-12бис);
И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис ) с двигателем М-25; И-16 тип 5 с двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории советской авиации. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. На машинах последующих выпусков с установками для реактивных снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе.
И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Г.П.Кравченко, С.И.Грицевец, А.В.Ворожейкин, В.Ф.Сафонов и другие летчики. И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16П (2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение – 2 пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) оснащен двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили четыре ШКАСа и один синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали также шестью реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка – до 200 кг. В ходе развития полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны. И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, стали частью «звена» – СПБ (составного пикирующего бомбардировщика – самолета-носителя ТБ-3 и двух И-16, которые подвешивались у него под крылом), уничтожившего в 1941 году Черноводский мост (Румыния) через Дунай.
Общий выпуск И-16 составил 6555 единиц.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час
Практическая дальность,  км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение

тип 10
1937
9,00
5,90
2,25
14,54
1315 / 1750
М-25А / М-25В
(730 / 750 л.с.)
385 / 354
820
649
9100
1
два 7,62-мм ПВ-1
или четыре 7,62-мм ШКАС
тип 24
1939
9,00
6,13
2,25
14,54
1500 / 1941
М-63
(1100 л.с.)
463 / 400
700
...
9700
1
две 20-мм ШВАК
и два 7.62-мм ШКАС,
или четыре 7.62-мм ШКАС и 12.7-мм БС; 200 кг бомб и 6 НАР РС-82
 
Авиация

Артилерия

Стрелковое оружее