И-190 ( фронтовой истребитель )
И-190 – истребитель, повторявший по схеме и размерам И-153, являющийся дальнейшим его развитием, но с двигателем М-88 в 950 л.с. и с рядом конструктивных и технологических улучшений, сделанных с учетом опыта боев в Испании и на Халхин-Голе. Предназначался самолет для ведения воздушного боя при высокой маневренности в групповом бою в сочетании со скоростными истребителями. Строился И-190 в 1939 году в двух экземплярах.
Конструктивные особенности: полотно пришивалось по отверстиям с фестонами в полках нервюр, в канавках их профилей. Этот способ стал общепринятым. Вооружение: четыре пулемета ШКАС или две пушки ШВАК, бомбовая нагрузка 200 кг. В И-190 было интересное нововведение – в коке винта было сделано осевое отверстие диаметром около 150 мм для охлаждения втулки и корневых участков лопастей винта, снабженных для этой цели вентиляторными лопастями в задней плоскости кока. В производстве находился второй экземпляр самолета, который должны были снабдить мягкой герметической кабиной, а на моторе М-88 установить турбокомпрессор, но работы были прекращены.
Первый полет 30.12.1939 произвел летчик А.И.Жуков, который проводил и дальнейшие испытания. В процессе испытаний менялись моторы – М-88, М-88Р, М-88А и винты. Самолет показал скорость 450 км/час на высоте 7050 м и потолок 12400 м. После аварии 13.02.1941 работы по строительству И-190 были прекращены. И-190 был последний истребитель-полутороплан, доведенный до возможного совершенства, но уже безнадежно устаревший и не способный конкурировать с истребителем-монопланом. Однако летом 1940 года Н.Н.Поликарпов сделал проект истребителя-полутораплана И-195 с двигателем М-90 в 1500 л.с. без лент-расчалок. Расчетная скорость 580 км/час при полетной массе 2916 кг. Капот с центральным входом воздуха, кабина закрытая. Преследовалась цель как-то сблизить и объединить в одном типе признаки маневренного и скоростного истребителей. Проект реализован не был.
Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение |
10,20 6,48 2,80 24,83 1761 / 2321 М-88 (1100 л.с.) 488 / 375 720 847 12400 1 две 20-мм пушки ШВАК и четыре 7,62-мм пулемета ШКАС; 200 кг бомб |