Як-9 (многоцелевой истребитель)
Учитывая опыт боевого применения истребителя Як-7, замечания и предложения летчиков, А.С.Яковлев внес в машину ряд существенных изменений. Его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. В новом варианте самолета вместо деревянных коробчатых лонжеронов крыла использовали металлические двутаврового сечения. Это позволило значительно увеличить объем бензобаков и, следовательно, дальность полета. Обшивка крыла фанерная, работающая, довольно толстая. Для лучшего наблюдения за задней полусферой по-новому сконструировали фонарь кабины и верх хвостовой части фюзеляжа. Вес пустого самолета (в зависимости от вооружения) стал 2200...2350 кг, взлетный – 2875...3060 кг.
По существу, это был новый самолет, хотя заводам при его постройке потребовалось внести совсем небольшие изменения в технологию производства и оснастку. Поэтому они смогли быстро освоить модернизированный вариант истребителя, получившего название Як-9. С 1943 года Як-9 стал, по существу, основным самолетом воздушного боя. Это был самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе наших ВВС в годы Великой Отечественной войны.
По скорости, маневренности, дальности полета и вооружению Як-9 превосходил все серийные истребители фашистской Германии. На боевых высотах (2300...4300 м) истребитель развивал скорость соответственно 570 и 600 км/час. Для набора 5000 м ему было достаточно 5 мин. Максимальный потолок увеличился до 11 км, что позволяло использовать Як-9 и в системе ПВО страны для перехвата и уничтожения высотных самолетов противника.
В ходе войны конструкторское бюро создало несколько модификаций Як-9. Они отличались от основного типа главным образом вооружением и запасом горючего. Основной Як-9 строился с двигателем ВК-105ПФ мощностью 1240 л.с., имел пушку калибра 20 мм, а затем 37 мм и 2 крупнокалиберных пулемета. Серийно строились и разведывательные варианты машины – Як-9Р и Як-9УФ (фоторазведчики), Як-9В – вывозной самолет, Як-9 «Курьерский». Всего заводы произвели 16769 самолетов Як-9 различных модификаций, в том числе 14514 во время войны.
Як-9М |
кабина сдвинута на 400 мм и размещена в заднем отсеке фюзеляжа. Цель – унификация фюзеляжей для всех самолетов Як-9, что облегчило и ускорило их выпуск; |
Як-9Б (Як-9Л) |
«бомбовый»: устанавливалось 3 крупнокалиберных пулемета УБС, в фюзеляже за кабиной подвешивалось несколько бомб общим весом до 400 кг; |
Як-9Д Як-9ДД |
«дальний» и «дальнего действия» – использовавшиеся для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удары по тылам противника, имели увеличенные внутренние баки, а Як-9ДД еще и подвесные сбрасываемые. Вооружение: одна пушка ШВАК (120 снарядов), один пулемет УБС (200 патронов). Дальность Як-9ДД достигла 2200 км. В 1944 году группа этих самолетов выполнила беспосадочный перелет из СССР в Бари (Италия); |
Як-9Т |
«танковый» – одна пушка НС-37 и один пулемет УБС, ствол пушки выступал из кока винта и длина самолета стала до 8,65 м, кабина была сдвинута из-за пушки на 0,4 м назад; |
Як-9К |
«крупнокалиберный» – как Як-9Т, но с пушкой ОКБ-16 НС-45 калибра 45 мм, длина самолета увеличена до 8,87 м. Был выпущен малой войсковой серией; |
Як-9П |
«пушечный» – пулемет УБС заменен на пушку ШВАК. В серии не строился; |
Як-9У |
«улучшенный» – с двигателем ВК-107А. |
Год принятия на вооружение Размах крыла, м Длина, м Высота, м Площадь крыла, м2 Масса пустого / взлетная , кг Двигатель Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час Практическая дальность, км Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж Вооружение |
1942 9,74 8,55 3,00 17,15 2770 / 3080 ВК-105ПФ-3 (1360 л.с.) 602 / 540 1410 1020 10600 1 20-мм пушка ШВАК и 12,7-мм пулемет УБС |