Тип "Ледокол IV". 06.1920 по 13.06.1922 г. "Знамя социализма")
Водоизмещение 750 т. Размерения 45.72 х 12.04 х 4.86 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 1260 л.с. Скорость 10/8 узлов. Вооружение: 2 х 76.2-мм, 2 х 7.62-мм (с 1942 г. 6 х 12.7 и 4 х 7.62-мм) пулемета. Экипаж 48 чел. Бывший портовый ледокол "Ледокол IV". Построен в 1906 г. ("Ланге и сын", Рига). Призван по военно-судовой повинности 3.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне. 16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности. В 1919 г. захвачен красными. 1.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. 13.06.1922 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту. Мобилизован 22.07.1941 г. и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ в качестве канонерской лодки. Участвовал в обороне Геническа в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. Погиб 2.07.1942 г. от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту. Поднят 1.03.1944 г. АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота. В строй не вводился и 14.04.1956 г. ввиду невозможности восстановления передан з-ду "Азовсталь" для разделки на металл.