Р-10 (ХАИ-5) ( Многоцелевой )
Р-10 (ХАИ-5) — советский многоцелевой одномоторный самолет — разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году, после его ареста в 1938 годе доводкой машины занимался А. А. Дубровин. С 1936 по 1940 год в большой серии — выпущено 493 машины. Выпускался в Харькове и Саратове (с 1937)- где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн» ставший с этого времени авиазаводом. Принимал участие во всех вооруженных операциях РККА конца 30-х начала 40-х годов начиная с Бои на Халхин-Голе летом 1939. В 1940 его сменил в производстве Су-2. До 60 Р-10 было передано в Аэрофлот, где эксплуатировалось под маркой ПС-5. Принимал участие в Великой Отечественной войне до 1944 года (со второй половины в большей степени как учебный).
Разработка ХАИ-5 была начата в январе 1934 года. Конструкторское бюро уже имело в активе создание первого в СССР пассажирского самолета с убираемым шасси — ХАИ-1. Техническое задание, выданное НИИ ВВС, предусматривало разработку самолета под двигатель М-22 мощностью 480 л.с., с возможностью дальнейшей замены на импортный Райт Циклон SGR-1820 F3 мощностью 712 л.с. С мотором М-22 нужно было достичь максимальной скорости 320—340 км/ч и иметь потолок в 7800 м. Вооруженный двумя пулеметными установками, самолет должен был иметь бомбовую нагрузку от 200 до 500 кг бомб при дальности полета в 800—1200 км.
4 марта 1936 года И. Г. Неман получил срочное задание заместителя начальника ГУАП А. Н. Туполева доработать проект самолета ХАИ-5 под двигатель М-25 (лицензионная версия двигателя «Райт Циклон» SGR-1820 освоенный советской промышленностью).
Первые рулежки и подлеты на опытном самолете были начаты в июне 1936, в конце июня летчик-испытатель Б. Н. Кудрин поднял машину в воздух. Машина была «сырая» и в процессе испытаний продолжались доделки и доработки. Вскоре ХАИ-5 перегнали в Москву на Щелковский аэродром НИИ ВВС, где с 29 августа по 24 октября 1936 года состоялись его государственные испытания.
При взлетном весе 2515 кг самолет оснащенный «оригинальной версией» М-25 американской сборки и винтом фиксированного шага развивал скорость 388 км/час на высоте 2500 метров и расчетную максимальную дальность в 1450 км.
В заключении, подписанном начальником ВВС РККА Я. И. Алкснисом 2 ноября 1936 года говорилось, что «ввиду явного преимущества самолета ХАИ-5, в сравнении с находящимися на вооружении ВВС РККА разведчиками, войти в ходатайство перед НКОП о внедрении его в серийное производство… под обозначением Р-10».
По требованию военных был добавлен еще один ШКАС и внесены изменения в состав специального оборудования.
Еще до этого 1 ГУ НКОП 23 сентября 1936 г. дало распоряжение о запуске на заводе № 135 в производство с учетом устранения выявленных дефектов трех головных самолетов Р-10 и десяти машин первой опытной серии. Срок выхода на аэродром головных машин, предназначенных для проведения войсковых испытаний, наметили на март-апрель 1937-го.
В процессе производства проводились доработки и устранения выявленных дефектов и недостатков. Первый из головных самолетов удалось выкатить из сборочного цеха к 1 мая 1937 года.
Схема и конструкция самолета
Двухместный свободнонесущий моноплан с убирающимися шасси. Конструкция цельнодеревянная, как у ХАИ-1 . Фюзеляж фанерный монокок, центроплан составляет с ним одно целое . Крыло двухлонжеронное с фанерной обшивкой толщиной 2,0-1,5 мм. Такой же конструкции и оперение. Все поверхности оклеены полотном на аэролаке. Шасси одностоечное, убираемое в центроплан в направлении оси самолета, хвостовое колесо в фюзеляж.
Вооружение
Два пулемета ЩКАС синхронных и один пулемет ШКАС на турели МВ-3 (И. В. Веневидова и Г. М. Можаровского), бомб до 300 кг (6 ФАБ-50) внутри фюзеляжа — 400 кг в перегруз. Самолеты разведчики оборудовались фотоаппаратурой.
Модификации
ХАИ-52 (ХАИ-51) доработанный ХАИ-5 под двигатель М-62 в 800 л.с. , потом М-63 в 900 лс (взлетные мощности 830 лс и 930 лс). Имел более мощное вооружение 7 пулеметов ШКАС (3500 патронов) и 400 кг бомб. Его конструктивная особенность — полки лонжеронов крыла были выполнены из дюралюминия с приклепанной фанерной накладкой, к которой приклеивалась фанерная обшивка. Самолет в 1939 году строился небольшой серией.
Описание | |
---|---|
Назначение | Многоцелевой |
Экипаж, чел. | 2 |
Первый полёт | июнь 1936 |
Начало эксплуатации | 1937 |
Производитель | |
Размеры | |
Длина | 9,40 м |
Размах крыла | 12,20 м |
Высота | |
Площадь крыла | 26,8 м² |
Масса | |
Пустой | 2135 |
Снаряжённый | 2875 кг |
Макс. взлётная | 3200 кг в перегруз |
Силовая установка | |
Двигатель | ПД М-25В |
Тяга (мощность) | 730 л.с. |
Характеристики | |
Макс. скорость | 370 км/ч (v=2.8) |
Боевой радиус | — км |
Дальность полёта | 1300 км |
Практический потолок | 7000 м |
Скороподъёмность | |
Вооружение | |
Пулеметное вооружение | 2х7,62 мм ШКАС синхронные 1х7,62мм ШКАС на турели |
Кол-во точек подвески | 6 |
Подвесное вооружение | 300 кг бомб (400 кг в перегруз) |