Р-Z (многоцелевой)

Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолет 30-х годов XX века — развитие самолета Р-5, созданного в ОКБ Поликарпова облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ). Последний крупно-серийный советский биплан — военный разведчик и штурмовик. Поставлялся в Республиканскую Испанию где был активно задействован как штурмовик до 1939 года (затем захваченные Р-Z применялись франкистами в Морокко). Принимал участие в боях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польском походе РККА 1939 года, «Зимней войне» 1939/1940 года, походе в Бессарабию в 1940 и на первом этапе Великой Отечественной войны. В Аэрофлоте применялся под маркой П-Z. В отличие от Р-5 налет до списания Р-Z был незначительный из-за не всегда оправданных конструкторских решений по облегчению конструкции.

Созданный в 1928 году Р-5 несмотря на модификации с более мощным двигателем устаревал. Его модернизация стала обусловленной требованиями времени. Протоколом заседания моторно-самолетной подкомиссии Реввоенсовета СССР от 28 апреля 1933 г. совершенствование Р-5 было отнесено к числу первоочередных задач. По инициативе директора завода № 1 А. М. Беленковича, главного инженера Е. П. Маркова конструкторами Д. С. Марковым, А. А. Скарбова и др. были проведены работы по установке нового двигателя М-34 (АМ-34) освоенного советской промышленностью и облегчению конструкции.

В 1936 и 1937 году самолет выпускался параллельно с ССС. В первый год было выпущено 885 Р-Z. Но уже в 1937 г он был заменен в производстве на лицензионный «Валти». К этому времени был выпущен 1031 P-Z.

Вооружение

Подкрыльевые бомбодержатели Дер-31, на ухватах которых подвешивали бомбы от ФАБ-16 до ФАБ-250 (2 в перегруз), а также осколочные или специальные аналогичной массы, включая ротативно-рассеивающие (кассетные) РРАБ-250. Вместо бомб самолет мог взять четыре химических выливных прибора ВАП-4 или два дымогенератора ДАП-100. У стрелка-радиста, выполнявшего также функции бомбардира, был смонтирован электробомбосбрасыватель ЭСБР-1, который дублировался механическими АСБР-2 у стрелка и у пилота. На машинах выпуска 1937 г. вместо бомбосбрасывателей ЭСБР-1, иногда отказывавших при низких температурах, внедрили ЭСБР-3П. Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов. Впереди находился ПВ-1 (как на Р-5) с боезапасом 500 патронов, а сзади — ШКАС (1000 патронов) на турели Тур-32. В версии штурмовика ставилось дополнительно 4 ШКАС под нижним крылом

Варианты и модификации

P-Z — серийный
P-Z штурмовик — штурмовик, вооружение дополнительно 4х7,62-мм пулеметов ШКАС под нижним крылом
P-Z рекордный — еще более облегченный самолет с улучшенной аэродинамикой (небольшие зализы и отполирован до блеска). Летчик В. В. Шевченко 7 мая 1937 года достиг высоты 10 380 м а 8 мая 11 100.
P-Z с грузовыми кассетами — на серийные самолеты ставили на нижнем крыле фанерные обтекаемые кассеты у бортов фюзеляжа.
П-Z — без вооружения, эксплуатировался до 1939 года в ГВФ
ПТ- АМ-34НБ — 1 экземпляр переоборудованный силами Аэрофлота в почтовый и транспортный. Верхнее крыло смещено на 50 мм, на нижнее поставлены закрылки. Дополнительные расчалки в хвостовом оперении, усилена радиоаппаратура. Платная нагрузка возросла до 494 кг но летные данные снизились.

 

Описание
Назначение Многоцелевой
Экипаж, чел. 2
Первый полёт июль 1935
Начало эксплуатации 1935
Производитель
Размеры
Длина 9,7 м
Размах крыла 15,5/11,6 м
Высота м
Площадь крыла 42,52 м²
Масса
Пустой 2007 кг
Снаряжённый 3150 кг
Макс. взлётная
Силовая установка
Двигатель ПД М-34Н
Тяга (мощность) 750/850 л.с.
Характеристики
Макс. скорость 316 км/ч (v- 3,5)
Боевой радиус — км
Дальность полёта 1000 км
Практический потолок 8700 м
Скороподъёмность
Вооружение
Пулеметное вооружение 1х7,62 мм ШКАС и 1 ПВ-1
+4 ШКАС в штурмовом варианте
Кол-во точек подвески Подфюзеляжные 2хДЕР-6
Крыльевые 8хДер-31
Подвесное вооружение 400 кг бомб 500 кг в перегрузку
 
Авиация

Артилерия

Стрелковое оружее