Р-Z (многоцелевой)
Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолет 30-х годов XX века — развитие самолета Р-5, созданного в ОКБ Поликарпова облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ). Последний крупно-серийный советский биплан — военный разведчик и штурмовик. Поставлялся в Республиканскую Испанию где был активно задействован как штурмовик до 1939 года (затем захваченные Р-Z применялись франкистами в Морокко). Принимал участие в боях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польском походе РККА 1939 года, «Зимней войне» 1939/1940 года, походе в Бессарабию в 1940 и на первом этапе Великой Отечественной войны. В Аэрофлоте применялся под маркой П-Z. В отличие от Р-5 налет до списания Р-Z был незначительный из-за не всегда оправданных конструкторских решений по облегчению конструкции.
Созданный в 1928 году Р-5 несмотря на модификации с более мощным двигателем устаревал. Его модернизация стала обусловленной требованиями времени. Протоколом заседания моторно-самолетной подкомиссии Реввоенсовета СССР от 28 апреля 1933 г. совершенствование Р-5 было отнесено к числу первоочередных задач. По инициативе директора завода № 1 А. М. Беленковича, главного инженера Е. П. Маркова конструкторами Д. С. Марковым, А. А. Скарбова и др. были проведены работы по установке нового двигателя М-34 (АМ-34) освоенного советской промышленностью и облегчению конструкции.
В 1936 и 1937 году самолет выпускался параллельно с ССС. В первый год было выпущено 885 Р-Z. Но уже в 1937 г он был заменен в производстве на лицензионный «Валти». К этому времени был выпущен 1031 P-Z.
Вооружение
Подкрыльевые бомбодержатели Дер-31, на ухватах которых подвешивали бомбы от ФАБ-16 до ФАБ-250 (2 в перегруз), а также осколочные или специальные аналогичной массы, включая ротативно-рассеивающие (кассетные) РРАБ-250. Вместо бомб самолет мог взять четыре химических выливных прибора ВАП-4 или два дымогенератора ДАП-100. У стрелка-радиста, выполнявшего также функции бомбардира, был смонтирован электробомбосбрасыватель ЭСБР-1, который дублировался механическими АСБР-2 у стрелка и у пилота. На машинах выпуска 1937 г. вместо бомбосбрасывателей ЭСБР-1, иногда отказывавших при низких температурах, внедрили ЭСБР-3П. Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов. Впереди находился ПВ-1 (как на Р-5) с боезапасом 500 патронов, а сзади — ШКАС (1000 патронов) на турели Тур-32. В версии штурмовика ставилось дополнительно 4 ШКАС под нижним крылом
Варианты и модификации
P-Z — серийный
P-Z штурмовик — штурмовик, вооружение дополнительно 4х7,62-мм пулеметов ШКАС под нижним крылом
P-Z рекордный — еще более облегченный самолет с улучшенной аэродинамикой (небольшие зализы и отполирован до блеска). Летчик В. В. Шевченко 7 мая 1937 года достиг высоты 10 380 м а 8 мая 11 100.
P-Z с грузовыми кассетами — на серийные самолеты ставили на нижнем крыле фанерные обтекаемые кассеты у бортов фюзеляжа.
П-Z — без вооружения, эксплуатировался до 1939 года в ГВФ
ПТ- АМ-34НБ — 1 экземпляр переоборудованный силами Аэрофлота в почтовый и транспортный. Верхнее крыло смещено на 50 мм, на нижнее поставлены закрылки. Дополнительные расчалки в хвостовом оперении, усилена радиоаппаратура. Платная нагрузка возросла до 494 кг но летные данные снизились.
Описание | |
---|---|
Назначение | Многоцелевой |
Экипаж, чел. | 2 |
Первый полёт | июль 1935 |
Начало эксплуатации | 1935 |
Производитель | |
Размеры | |
Длина | 9,7 м |
Размах крыла | 15,5/11,6 м |
Высота | м |
Площадь крыла | 42,52 м² |
Масса | |
Пустой | 2007 кг |
Снаряжённый | 3150 кг |
Макс. взлётная | |
Силовая установка | |
Двигатель | ПД М-34Н |
Тяга (мощность) | 750/850 л.с. |
Характеристики | |
Макс. скорость | 316 км/ч (v- 3,5) |
Боевой радиус | — км |
Дальность полёта | 1000 км |
Практический потолок | 8700 м |
Скороподъёмность | |
Вооружение | |
Пулеметное вооружение | 1х7,62 мм ШКАС и 1 ПВ-1 +4 ШКАС в штурмовом варианте |
Кол-во точек подвески | Подфюзеляжные 2хДЕР-6 Крыльевые 8хДер-31 |
Подвесное вооружение | 400 кг бомб 500 кг в перегрузку |