Р-5 ( многоцелевой )
Р-5 — советский многоцелевой одномоторный самолет 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовый самолетов — бипланов 30-х годов XX века в СССР. Более 1000 экплуатировалось в ГВФ (Аэрофлоте) как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 в РККА- где он был основным образцом разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика до начала 40-х годов XX века. Имел множество вариантов. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе — летал вплоть до конца 40-х годов. Принимал участие во всех вооруженных операциях РККА 30-х и начала 40-х годов. На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и легкотранспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименовани «Rasante» — «бреющий полет» и был одним из «героев» в битве за Гвадалахару приняв деятельное участие в разгроме итальянской мотомеханизированной «Голубой Дивизии».
Самый массовый гражданский самолет СССР. До конца 40-х годов использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолет. Участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин». До настоящего времени сохранился один экземпляр этой машины, находится в музее ВВС (Монино).
Модификации
Р-5Ш — штурмовик, вооружение 8х7,62-мм пулеметов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб
Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 — морской разведчик — с деревянными поплавками (конструкция поплавков — по типу авиа-лодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке). В самолете был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких Специальных усилений в конструкции не было. Масса пустого самолёта получилась на 389 кг больше, чем на колесах. Лётные качества были достаточно хороши как для одномоторного поплавкового самолета того времени.
Р-5Т (торпедоносец) — отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В. В. Никитин, расчёты прочности — С. Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят в производство по предложению А. И. Гребенева на заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа.
Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.
АРК-5 — 3-местная «арктическая» модификация с закрытой кабиной, обогревом и подкрыльевыми контейнерами
П-5 — гражданский пассажирский вариант
Па-5 — модификация с двумя поплавками
П-5Л — «лимузин» с двухместной пассажирской кабиной
ПР-5 (ПР-5бис) — модель 1936 года с закрытой четырёхместной кабиной
Р-5д — «рекордная» модель для достижения максимальной дальности был снабжён наружными округлыми бензобаками снизу и с боков фюзеляжа
ССС — (скоростной, скороподъемный, скорострельный) — модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок — на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.
Р-5 с V — образным оперением (тип «бабочка», оперение Рудлицкого) — опытный — был в 2-х экземплярах — испытывался в 1935 с целью устранения «мёртвого сектора» задней турели. На втором экземпляре построенного по инициативе техника-изобретателя Филатова ОКУ Завода № 1 погиб лётчик-испытатель Гродзь и сам изобретатель — оперение отвалилось в полете
Р-5 (ЭД-1) — Р-5 с авиадизелем ЮМО-4 — экспериментальный с немецким дизелем ЮМО-4 в 600 л.с. Винт четерехлопастный. Было выполнено более 200 полетов с целью исследования двигателя который предполагалось поставить на военный вариант самолета РД(самолет)
Р-5 с убираемым шасси — проект 1935 года — шасси по типу ДИ-6, был построен макет, но самолёт уже явно устарел и разработку прекратили.
Описание | |
---|---|
Назначение | Многоцелевой |
Экипаж, чел. | 2 |
Первый полёт | 19 сентября 1928 |
Начало эксплуатации | 1929 |
Производитель | |
Размеры | |
Длина | 10,56 м |
Размах крыла | 15,30/12,60 м |
Высота | 2,62 м |
Площадь крыла | 50,20 м² |
Масса | |
Пустой | 1969 кг |
Снаряжённый | 2955 кг (разведчик) 3347 (бомбардировщик) |
Макс. взлётная | |
Силовая установка | |
Двигатель | ПД М-17б М-17ф |
Тяга (мощность) | 500/680л.с. 500/730 (М17ф) |
Характеристики | |
Макс. скорость | 225 км/ч (М-17ф) 235 км/ч (ССС) |
Боевой радиус | — км |
Дальность полёта | 800км /1000 км (Р-5 выпуска 1934 года) |
Практический потолок | 6400 м/ 5940мР-5 выпуска 1934 года |
Скороподъёмность | 295 м/мин |
Вооружение | |
Пулеметное вооружение | 2х7,62 мм ПВ-1 1 ПВ-1 + 1 ШКАС, 7,62мм ДА |
Кол-во точек подвески | Подфюзеляжные 2хДЕР-6 Крыльевые 8хДЕР-7 |
Подвесное вооружение | 400 кг бомб |