Тип “Эльпидифор”. Т-486 (до 13.11.1916 г. "София", до 15.09.1918 г. "Т-295", до января 1920 г. "Т-395", до 20.06.1920 г. "София", до 29.01.1940 г. и с 10.11.1940 г. по 29.06.1941 г. "Советская Россия", с 21.06.1944 г. "ЭМТЩ-486")
Водоизмещение 1005 т. Размерения 58.4 х 8.56 х 2.53 м. ПМ 360 л.с. Скорость 8/5 узлов, дальность 420 миль. Вооружение 3 х 45 мм, 1 х 20 мм, 2 х 12.7 мм пулемета (первоначально 2 х 45 мм и 2 х 7.62 мм пулемета), 50 мин, тралы Шульца, змейковый, электромагнитный. Экипаж 43 чел. Бывшая паровая шхуна “Омск”. Спущен в 1880 г. (К.Митчелл, Ньюкасл). Мобилизован 9.09.1916 г. и 13.11.1916 г. зачислен в состав ЧФ. Участвовал в Первой мировой войне. 1.05.1918 г. захвачен австро-германскими оккупантами, с декабря 1918 г. входил в состав белогвардейского флота. В январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и передан Главоду. 20.06.1290 г. вооружен и включен в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. 20.12.1920 г. разоружен и передан Мариупольскому военному порту в качестве плавмастерской. В августе 1922 г. возвращен торговому флоту. 29.10.1939 г. призван для прохождения тральной подготовки и 29.01.1940 г. включен в состав ЧФ в качестве тральщика. 10.11.1940 г. возвращен Азовскому пароходству. Мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 27.06.1941 г. снова включен в состав ЧФ. Носил бортовой №43. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. С 1.12.1944 г. переформирован в транспорт. Сдан на слом 5.03.1955 г.